Серию интервью с педагогами Ставропольского государственного аграрного университета продолжает кандидат философских наук, доцент Николай Гаврилович Гузынин. Почему студентам необходимо вести конспекты? Зачем нужно вступать в дискуссию с преподавателем? Для чего нужна философия в негуманитарных специальностях? Как провести занятие с максимальной пользой для студентов? — ответил преподаватель СтГАУ.
Николай Гаврилович — преподаватель с многолетним стажем, его путь в педагогической деятельности проходил в 5 высших учебных заведениях, где помимо философии он преподавал множество гуманитарных дисциплин. И это не мешало ему успешно заниматься написанием монографий, научных статей, учебно-методической литературы, а также деятельностью в Совете ветеранов СтГАУ в качестве председателя.
Николай Гаврилович, расскажите, сколько лет Вы преподаете?
Общий педагогический стаж насчитывает 52 года, а в Ставропольском государственном аграрном университете работаю уже около 30 лет. До этого —преподавал в Куйбышевском государственном педагогическом институте, Арзамасском государственном педагогическом институте имени А. П. Гайдара, Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина — в котором также закончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию по философии, — Ставропольском государственном педагогическом институте. С 1994 года работаю в нашем аграрном университете.
Основным мотивом возвращения в родные пенаты для продолжения преподавательской деятельности явилась все более усиливающаяся ностальгия по такой близкой мне Ставропольской земле. Как говорят в этом случае: где родился, там и пригодился. И выбор пал на аграрный университет, так как он мне близок по духу, ибо я и сам был аграрием, родившись на земле знаменитого во всем Советском Союзе совхоза «Темижбекский» Новоалександровского района.
За многие годы педагогической деятельности преподавал различные дисциплины: в рамках философии — диалектический и исторический материализм, атеизм в советские годы, затем в постсоветский период —религиоведение, культурологию, этику, эстетику для бакалавров. У магистров вел философию и методологию науки, философские вопросы естествознания, философию и технические науки и т. д., а у факультета среднего профессионального образования — историю и обществознание.
А в каком университете Вы учились?
Закончил философский факультет Ростовского государственного университета в 1975 году. В 2006 году его трансформировали в ЮФУ. На мой взгляд, интегративные процессы в образовании по большей части несут негативные последствия. Многое теряется от этих укрупнений, в том числе традиции и научные школы вузов, которые затем внедрили в федеральные университеты. Аналогичные интегративные процессы произошли в общеобразовательной системе образования, в сельском хозяйстве, медицине.
Что Вы любите в профессии преподавателя?
Самая главная моя страсть — общаться со студентами, пытаться вызвать у них интерес к обсуждению вопросов и проблем. И тогда, когда студенты вступают в дискуссию, полемизируют, не просто занимая позицию «Я не согласен, потому что не согласен», а аргументируют свое мнение — это для меня как бальзам на душу. Большая радость возникает, когда студент начинает сам постигать понятийный аппарат философии и на этой методологической основе стремится рассуждать и осмысливать сложные философские вопросы и проблемы. Тогда я осознаю, что, как преподаватель, влияю на мыслительный процесс в сознании студента и мой труд не напрасен.
Есть то, что Вы не любите в профессии?
Естественно, как и в любой профессии, есть свои плюсы и минусы. Ахиллесова пята современного российского образования — внешние технические организационные указания, требования и инструкции. Они сопровождаются необходимостью написания потока различных бумаг, программ, планов, во многом оторванных от учебного процесса. Программ и других методических документов, задающих стандарты, на мой взгляд, должно быть минимум, только самое необходимое, полезное и универсальное. Когда преподаватель ведет лекцию или практическое занятие, он не будет постоянно смотреть, что написано в инструкции, потому что у каждого педагога есть наработанный профессиональный методический опыт, который он использует.
На Вашем профессиональном пути случались неудачи?
Моя главная профессиональная неудача: много лет работаю, но не защитил докторскую диссертацию, не реализовал творческий потенциал и остановился на ученой степени кандидата. Значит, не хватило целеполагания и системной работы, нужно было четко распланировать время.
Также случались конфликтные ситуации со студентами. Это происходило, когда они вели себя недисциплинированно: опаздывали, мешали проведению занятий и нетактично пререкались. В целом, студенты у нас хорошие, таких подавляющее большинство. Но бывают и те, кто ведет себя невоспитанно. Какой-то части студентов не хватает внутренней дисциплины, самоконтроля. Зачастую они занимаются самооправданием своих негативных поступков, и это не дает возможности внести коррективы в поведение, потому что возникает инерция поступать так, как раньше. Отношение студента к учебе сейчас — зеркало того, каким он будет специалистом в будущем.
За что Вы испытываете профессиональную гордость?
Профессиональная гордость для меня возникает, когда получается достучаться до студентов, и они понимают те мысли, воззрения и взгляды, которых я придерживаюсь в области философии. Приятно, когда студенты проявляют активность на занятиях: систематически основательно готовятся, тянут руку, выступают, спорят — это прекрасно. Очень важно вести конспекты, потому что они воплощение мыслей и интеллекта студента, а также зеркало отношения к учебе. Конспект — это подспорье, помощник, советчик и основное орудие интеллектуальной деятельности для освоения того или иного предмета. Без него не может состояться нормальный студент и специалист. Вести необходимо также индивидуальный словарь, потому что работа с понятиями — это ключ и код к пониманию информации и смыслов текстов, лекций и учебной литературы. Студенты, которые системно готовятся к занятиям, оставляют очень хороший след в душе. Я их ценю и всячески поощряю. А самая большая радость и гордость возникает, когда студенты начинают самостоятельно мыслить, рассуждать, аргументировать, ведь именно в этом проявляется высшее предназначение образовательной деятельности студента — сформировать способность самостоятельно мыслить.
На Ваш взгляд, студенты изменились с момента начала Вашей преподавательской деятельности?
Раньше студенты были сдержаннее и существенно больше работали. Во времена моего обучения в университете мы очень много трудились. По выходным пропадали в библиотеках, сейчас такого не встретить. Мы были более зацикленными мыслительно и идеологически ангажированными. Сейчас из современной плеяды студентов далеко не каждый демонстрирует такой учебный трудоголизм. Но это не значит, что все студенты стали лодырями. Они сейчас более информированы, получают знания из разных источников, у них есть определенный кругозор. Преимущество нынешних студентов в том, что они смотрят на мир более открытым взглядом. В целом, студенчество в нашем университете вызывает позитивную оценку.
Некоторая часть студентов считает, что философия в технических специальностях не нужна. Однако без достаточного объема и глубины знаний по философии и гуманитарным дисциплинам нельзя эффективно действовать в самых различных видах профессиональной деятельности. Необходим определенный культурный кругозор, философское видение, которое дает системный, творческий и критический подход к анализу тех или иных явлений. Философия расковывает мысль студента и делает ее полет свободным и способным на многие творческие свершения в любой специальности.
Как Вы думаете, что должен делать педагог, чтобы его влияние на студентов было максимально позитивным?
Рецепты простые. Во-первых, необходимо приучить студентов к тому, чтобы они системно работали. Начинать нужно не с учебного процесса, а с определенных условий для того, чтобы этот процесс шел эффективно. Следует обратить внимание на организационные вопросы, ведение конспектов, дисциплину, приучить студентов к постоянной работе, внимательному и системному отношению в подготовке к практическим занятиям. Это условие дает очень позитивный результат. Преподаватель должен вести занятия креативно, а не монотонно диктовать лекцию. Если студент использует метод «лошади», не отрывая головы от конспекта, бездумно стенографирует все до последней буковки и запятой — у него нет физической и временной возможности осмысливать материал. Студент не должен бездумно воровать мысли преподавателя и их воспроизводить, проливая бальзам на душу педагогу, поощряющему такое механическое и зеркальное зазубривание материала. Обучающийся не должен быть загнан в прокрустово ложе знаний и мыслей преподавателя или учебника, отбивающего охоту знакомиться с другими источниками и позициями по различным дисциплинам. Студенту архиважно на основе полученной информации на лекциях познакомиться с веером самых разных позиций и точек зрения из других источников информации, чтобы сформировать собственные мнения, обоснованные своими мыслями и размышлениями. С учетом главного предназначения образовательного процесса — научить студента самостоятельно, не трафаретно мыслить — преподавателям не следует злоупотреблять использованием многочисленных слайдов во время проведения лекций, так как их визуальный ряд гипертрофирует чувственное восприятие образов и неминуемо наносит ущерб рациональному осмыслению материала. Минимальное использование слайдов, основательно объясненных преподавателем, приведет к синтезу чувственно-наглядного восприятия и рационального осмысления, а также возникновению качественного эффекта нетривиального понимания лекционного материала. Здесь, как и во многом, должна быть мера и гармония между схематично-образным препарированием лекционного материала и процеживанием его через мыслительное сито интеллекта студентов.
Да, философия напрямую непричастна к формированию профессиональной квалификации будущих специалистов сельского хозяйства. Но она развивает в сознании студентов элементы креативного мышления, способствует синтезу знаний, которые сами по себе во многом беспомощны. Тем самым философия способствует опосредованному влиянию на будущий уровень профессионализма студенчества, который заключается в понимании не только на уровне знания «Что это за проблема?», но и на уровне методологии — «Как?» и «Каким образом?» ее решать.