ФГБОУ ВО Ставропольский государственный аграрный университет
Международная деятельность
Я люблю мой дом, мою семью — Ставропольский аграрный университет: интервью с доцентом Владимиром Курчевым
Я люблю мой дом, мою семью — Ставропольский аграрный университет: интервью с доцентом Владимиром Курчевым
2023/08/04

Серию интервью с педагогами Ставропольского государственного аграрного университета продолжает беседа с доцентом кафедры философии и истории Владимиром Исмаиловичем Курчевым.

Владимир Исмаилович неоднократный лауреат всероссийских и всесоюзных конкурсов за режиссерскую работу, обладатель почетного звания заслуженного работника культуры РФ, член Совета ветеранов СтГАУ, заместитель председателя общественной организации «Дети войны», 26 лет руководит Абазинским культурным центром. В университете он преподает 58 лет, 37 из которых занимал должность декана факультета общественных профессий — с момента его основания. Почему студентам важно посещать театры и музеи? Какие главные составляющие успеха любого дела? Почему делать ошибки — не плохо? Об этом пресс-службе СтГАУ рассказал Владимир Курчев.

Владимир Исмаилович, какое учебное заведение Вы окончили?

— Я учился в Черкесске, окончил школу-интернат. В 1959 году поступил в Ленинградский государственный институт культуры на факультет культурно-просветительской работы, режиссерское отделение.

Сколько лет Вы преподаете?

— Уже 58-й год. В моей биографии есть окошко, когда меня в 1971 году призвала партия руководить отделом культуры горисполкома Ставрополя, но через два года понял, что это не мое, стал проситься обратно. Вернуться получилось в конце 1975 года.

Как Вы пришли в Ставропольский аграрный университет?

— Вернувшись в Ставрополь, я работал во Дворце культуры, жил в гостинице. Пришел в гости к земляку Ионову Чагбану Хаджи-Бекировичу в общежитие № 3, там оказался член парткома. Когда он узнал, какой вуз я окончил, рассказал, что в Аграрном университете открывается факультет общественных профессий. В декабре 1965 года я пришел в вуз работать деканом факультета и проработал им 37 лет, до 2002 года.

Какая была миссия у факультета общественных профессий?

— Задача факультета была в том, чтобы приобщить к культуре и искусству ребят из сел, деревень, станиц и аулов, дать им второе образование, раскрыть способности. Нужно было подготовить студента, чтобы, окончив вуз, он вернулся на малую родину не только агрономом, но и руководителем творческого коллектива: мог смахнуть пыль с рояля, сыграть Баха, Бетховена, Моцарта, поддерживать культуру, отремонтировать клуб, купить костюмы, инструменты, пригласить руководителей, создать атмосферу, чтобы было интересно учиться и развиваться. Мы стали готовить людей по второй профессии, развивать их способности и самое главное — учили их быть в деревне руководителями творческих коллективов, тренерами спортивных секций. Человек, который сызмальства приобщился к культуре и искусству, никогда не повесит амбарный замок на клуб. Хозяйство получало не одного специалиста, механика или агронома, а еще и работника культуры.

Как развивался факультет?

— Сначала мы открыли семь отделений, потом еще восемь: отделение народных инструментов, хоровое, театральное, танцевальное, вокальное, инструментальное, лекторское, журналистики, кинофотоискусства, спортивное со всеми секциями. Через год на смотре мы поделили первое место с пединститутом, а в 1967 году уже всех положили на лопатки.

На танцевальном отделении были русские народные, бальные, эстрадные, горские, кавказские, калмыцкие и даже танцы народов Африки. Студенты из Мозамбика привезли костюмы и инструменты. Хоровое отделение включало женский хор, единственный на Северном Кавказе мужской академический хор и оркестр русских народных инструментов. В музее университета есть пластинка фирмы «Мелодия», где записан наш оркестр с солисткой Ниной Чухлебовой. Он получил звание народного. В оркестре занимались более 40 человек, мы им сшили костюмы, приобрели инструменты. Также был духовой оркестр, на краевых марш-парадах он занимал первые места, участники становились дипломантами и лауреатами смотров. Это был единственный духовой оркестр среди институтов. На демонстрациях первого мая и седьмого ноября все вузы шли без музыки, а мы с оркестром. Им руководил замечательный человек, майор в отставке Яцкий Василий Степанович. Он же написал музыку для первого гимна нашего института, припев звучал так:

Живи и здравствуй и к цели ясной

Со всей страной держи маршрут,

Наш Ставропольский, орденоносный сельскохозяйственный институт!

Слова к 60-летию вуза написал Петр Алексеевич Белозоров, доцент с экономического факультета. Он помогал мне создавать и сценарии к мероприятиям. До сих пор по нашему сценарию проводится посвящение в студенты.

Когда институт стал академией, мы переименовали факультет общественных профессий (ФОП) в факультет культуры и творчества (ФКиТ), а сейчас он стал Центром эстетического воспитания студентов.

В чем секрет успеха факультета?

— Я сделал вывод, что успех решают три основных момента. В первую очередь материальная база — инструменты, костюмы, аудитории. На одном из первых заседаний парткома я докладывал о работе и планах факультета, сообщил о необходимости купить костюмы и оборудовать танцевальный класс. Один профессор с ветфака сказал: «Танцами можно и в коридоре заниматься. Зачем вам это все?». Я ответил: «Уважаемый профессор, вы в белых халатах, в стерильной чистоте, с современным оборудованием работаете с животными. И вы хотите, чтобы я культурой и искусством со студентами занимался в коридоре?», и члены парткома меня поддержали. Еще одно важное составляющее успеха — кадры. Мы стали приглашать на работу в вуз лучших руководителей в городе, среди них заслуженные артисты России В. В. Гурьев, Б. Ф. Щербаков, В. И. Волков, В. И, Реутова, В. И. Коротков, Ю. И. Хотеев, В. А, Чернявский, А. Н. Пянзин. Я ставил перед ними задачу: влюбить не в себя, а в искусство, открыть у студентов способности. И третий момент — организация дела. Было время, когда в школе отбивали охоту петь: после шестого урока стояли завуч и руководитель хора и всех загоняли петь, чтобы массовость была. Я это запретил, оставлял минут 15-20 после лекции и приводил вокального руководителя, чтобы он прослушал студентов, открыл их способности. И мы приглашали, а не заставляли, чтобы ребята не пели со слезами на глазах не своим голосом. Редко встречались студенты, у которых не было слуха и голоса, это очень малый процент.

Работа факультета была организована следующим образом: ребята на нем учились бесплатно, занимались 2-3 раза в неделю. Мы сделали так, что практику у нас на ФОПе проходили студенты музыкального и культурно-просветительского училищ. Они занимались с ребятами, разучивали танцы, учили игре на инструментах. Говорили, что мы открыли при сельскохозяйственном вузе филиал колледжа искусств. В конце обучения мы выдавали студентам второй диплом о приобретении общественной профессии.

Что Вы любите в профессии преподавателя?

— Что человеку не изменит? Что не кончается? Деньги могут закончиться, машину могут угнать или разбить, любимая женщина может уйти к другому. Знания, умения, мир искусства, мир красоты природы, развитый эстетический вкус будут с человеком всегда. Больше всего я люблю делиться знаниями, опытом, открывать таланты и приобщать к культуре и искусству — когда студенты внимательно слушают лекции, и у них горят глаза. Кто в наше время может поделиться мудростью, уберечь от ошибок, научить понимать жизнь, как не преподаватель. Нет прибора, который можно «вставить в ноздрю или в ухо», и он покажет «Художник» или «Математик» — надо помочь ребятам найти свое призвание. И я люблю свою профессию за возможность помочь молодым людям найти себя в жизни.

Есть то, что Вам не нравится в профессии?

— Не нравится, когда студенты поступают не по призванию и им совершенно не интересно. Не нравится, когда видишь, хотя я редко это встречал, что на лекции человек скучает или не слушает. Если студент посетил все мои занятия, то зачет ему обеспечен, потому что не может быть, чтобы он хотя бы на троечку не знал. Эстетика не просто наука о прекрасном, и этика не просто о нормах поведения, они учат человека ценить и понимать культуру и искусство. В этих дисциплинах важно научить не просто теоретическим знаниям, но и приобщить к искусству и творческому подходу к делу. Я очень часто водил студентов в музеи, театры и филармонию. Некоторые упирались, на аркане тащил. Однажды я пришел в театр уже с другой группой, и там встретил нашего выпускника, которого много лет назад приобщал к искусству. Он сейчас руководитель где-то в районе в хозяйстве, очень любит театр и привез на автобусе односельчан на спектакль.

Я не любил тех, кто не интересуется своей будущей профессией, а пришел в вуз по совету друзей или родителей, или, чтобы уйти от службы в армии. Многим кажется, что этика и эстетика им не нужны, но любой руководитель должен быть воспитан, приобщен к культуре и искусству, это нужно для подчиненных и даже для семьи.

У Вас случались профессиональные неудачи?

— Когда мне было 60 лет, журналистка «Вечерки» Ольга Метелкина написала обо мне статью «Человек, сотканный из недостатков». Но мои недостатки она превратила в достоинства. Неудачи и ошибки — это не плохо, с годами они учат, приходят опыт и мудрость.

Иногда я ошибался в выборе сотрудника в коллектив. Однажды взял на работу руководителя хора, через месяц расстался с ней. Она, можно сказать, издевалась над ребятами: «Вы Баха не знаете, вы Бетховена не знаете». Они стали спрашивать: «А вы знаете, что такое коленвал?». Не надо унижать ребят, надо влюбить в хоровое искусство, начать с простого, показать, как это звучит.

Были ошибки и в выборе репертуара, мы же были идеологизированы, приходилось отстаивать. Как-то 7 ноября мы показывали концерт, я вставил номер художественной гимнастики. В конце мероприятия ко мне подошел инструктор отдела пропаганды горкома КПСС и говорит: «Что ты старикам, большевикам, коммунистам голую бабу показываешь? После праздника разберемся с тобой, можете и парт билет свой положить на стол». Меня спас Леонид Ильич Брежнев, косвенно. После выступлений в регионах был концерт накануне праздника в Москве. Одним из номеров там выступила Галима Шугурова, чемпионка мира по художественной гимнастике. Она показала такую же программу, которую я поставил здесь двумя днями раньше. Брежнев ей аплодировал.

Не могу назвать это ошибкой, я же был молодым коммунистом, и по зову партии мне пришлось на четыре с лишним года оставить университет. Пригласили заведующим отделом культуры города, я не мог отказаться. Меня вызвал ректор и сказал: «Попробуй, может ты даже руководителем города станешь. Не понравится — вернешься». И я вернулся, потому что понял, что мое место здесь, в родном вузе.

За что Вы испытываете профессиональную гордость?

— Я горжусь тем, что работаю 58-й год в аграрном вузе и считаю, что правильно говорят: «Хвала рукам, что пахнут хлебом» и «Хлеб всему голова». Университет готовит специалистов, которые решают одну из важнейших проблем — продовольственную. Прежде, чем петь и танцевать, человек должен быть сыт, но не хлебом единым жив человек. Очень много зависит от того, какую духовную культуру, пищу, потребляет наша молодежь, патриотами ли они будут, будут ли они высоконравственными, иметь вкус, как они будут относиться к матери, к детям, к Отечеству.

Горжусь университетом, потому что наши выпускники стали ректорами столичных вузов: Владимир Иванович Трухачев возглавляет Московскую сельскохозяйственную академию имени К. А. Тимирязева, а Виталий Юрьевич Морозов — Санкт-Петербургский государственный аграрный университет. И последние четыре ректора Ставропольского ГАУ — наши выпускники: Владимир Иванович Трухачев, Иван Вячеславович Атанов, Валентин Сергеевич Скрипкин и Владимир Николаевич Ситников. Это доказывает, что уровень преподавания у нас очень хороший. Я уважаю все вузы Ставропольского края, но больше всего люблю мой дом, мою семью — СтГАУ, лучший аграрный университет страны. Может быть, я бы большего достиг в математике и физике, но я служу своему университету, своему коллективу, своим студентам. Сейчас творческими коллективами в университете руководят мои воспитанники Лена Зубенко и Ваня Маклаков, они оба окончили факультет механизации сельского хозяйства и оба являются почетными деятелями культуры и искусств Ставропольского края, мы можем гордиться ими.

Среди студентов за вами закрепилось прозвище «Ленин». Откуда это пошло?

— Как Ленина меня открыли студенты-КВНщики. Как-то меня вызвал секретарь парткома и попросил подготовить клуб к партийному собранию. Я пришел к заведующему клубом, попросил открыть портрет Ленина, а картина оказалась порвана прямо на горле. До этого в клубе шел ремонт, и, когда переносили кресла, зацепили и прорвали ножкой портрет Ильича. До собрания оставалось полчаса, и мы с секретарем комитета комсомола Сергеем Ивановичем Калашниковым решили принести из второго общежития бюст Ленина. Взяли его и понесли через улицу Мира. Студенты после звонка бегут навстречу, увидели меня и кричат: «Смотрите! Ленин Ленина несет!». Потом меня стали приглашать в КВН, снимали ролики, где я играл Ленина.

Помню, меня пригласили посидеть в жюри конкурса двойников во Дворце. Были двойники Ельцина, Пугачевой, Киркорова, в зале половина зрителей — наши студенты. На сцену вышел двойник Сталина и говорит: «Товарищи зрители! Мы не можем начать конкурс, пока на сцену не выйдет один человек». На меня направили свет прожекторов, и Сталин говорит: «Владимир Ильич, поднимитесь на сцену». Мне устроили бурю аплодисментов, пришлось выйти. Попросил поставить мое выступление на самый конец, все два часа концерта готовился к выступлению. Мне подобрали революционный марш, я немного изменил слова известной песни о Ленине, вышел на сцену и сказал: «Товарищи Ставропольцы! Перестройка, о которой так долго говорил наш земляк Михаил Горбачев, продолжается. Процесс пошел. И Ельцин такой боевой и юный Гайдар впереди!». Это выступление принесло мне первое место в конкурсе.

Как-то со студентами на экскурсии я шел по площади, журналистка попросила сфотографировать меня. Через месяц вышла газета «Комсомольская правда» с фотографией, где я стою на площади на фоне Ленина и заголовок «Ленин прописан в Ставрополе», а внизу приписка: «Жена Курчева поставила перед выбором: или я, или мавзолей».

Так пошла эпопея конкурсов двойников. На один из них меня пригласили в театр, у них был юбилей, сыграл Ленина. Потом был конкурс «Две звезды», где мы с заслуженным артистом Борисом Щербаковым играли в спектакле по пьесе Николая Погодина «Человек с ружьем». Он играл солдата Ивана Шадрина, я — В. И. Ленина. Мы выступали с этим эпизодом и в Нальчике, и в Черкесске, и на конференциях в Ставрополе. Борис Щербаков сказал, что ему никогда еще так не аплодировали. А я ему говорю: коммунисты аплодировали Вождю мирового пролетариата. Когда мои волосы покинули голову и переместились в бороду, начиная с 40 лет, я играл Ленина и в театре, и в КВНе, и в шутку, и всерьез.

С момента начала Вашей преподавательской деятельности студенты как-то изменились?

— Конечно, раньше студенты были скромнее и в одежде, и в поведении, трудолюбивее. Я застал трудное послевоенное время, когда нужно было восстанавливать университет. мы разгружали вагоны, сторожили, кочегарили, зарабатывали на жизнь. Наше поколение прошло испытание голодом, холодом, лишениями и недостатком. Мы — дети народа победителя, дети войны.  А некоторые современные ребята не выдержали испытание сытостью, на первое место вышли материальные блага, а не духовные ценности. Теперь у них смартфоны и компьютеры, и некоторые думают, что они заменят голову.

Было время, когда ребята плохо учились. В последние годы ситуация стала улучшаться, студенты начали задумываться, что надо хорошо учиться. Сейчас нужно научить человека трудиться, и Россия имеет все возможности быть самой цивилизованной и демократичной, у нас достаточно всего, нужно только по-мудрому распоряжаться всем этим.

Что Вы можете посоветовать начинающим преподавателям?

Прежде всего, любить свою профессию, определиться: призвание это или нет. Нужно щедро делиться своими знаниями, талантом, душой и сердцем. Конечно, советую защитить кандидатскую и докторскую, но это не главное. Ученый может работать и на предприятии, а преподаватель — это безмерная любовь к тому, что ты делаешь — дать молодым что-то полезное, необходимое и интересное. Нужно не только давать профессиональные знания, но и воспитать гармонично развитую личность. Педагог — это еще и воспитатель, наставник, его пример, поведение, его отношение к вузу и к человеку в целом — это очень важно.

Когда я вручал дипломы об окончании факультета, чувствовал, что вместе с выпускниками уходит частица души. Частица истинного преподавателя всегда уходит с выпускниками, но мы возрождаемся каждое первое сентября, когда видим новых первокурсников. В этом счастье и радость преподавателя.

 

В прошлый раз мы побеседовали с кандидатом философских наук, доцентом Николаем Гавриловичем Гузыниным. Почему студентам необходимо вести конспекты? Зачем нужно вступать в дискуссию с преподавателем? Для чего нужна философия в негуманитарных специальностях? Как провести занятие с максимальной пользой для студентов? — читайте в интервью.