ФГБОУ ВО Ставропольский государственный аграрный университет
Международная деятельность
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
05.03.06 Экология и природопользование (Бакалавриат)
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
Бакалавриат
145
минимальный
проходной балл
Минимальный балл ЕГЭ для обязательных предметов:
36
Русский язык
37
География
Минимальный балл ЕГЭ для предметов по выбору:
36
Биология
27
Математика (профильный экзамен)
Максимальные проходные баллы прошлых лет:
217
2020
251
2021
208
2022
Стоимость обучения в год:
127 200 ₽
Очная форма
40 000 ₽
Заочная форма
Количество мест:
30
Бюджетные очные
5
Бюджетные заочные
8
Коммерческие очные
8
Коммерческие заочные
3
Целевые очные
1
Целевые заочные
Форма обучения и срок:
Предыдущее образование:
Среднее профессиональное, общее среднее
Факультет/кафедра:
Институт агробиологии и природных ресурсов
Описание программы:

Образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (бакалавриат) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06. Экология и природопользование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2020 года № 894.

Образовательная программа высшего образования представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных дисциплин (модулей), рабочих программ практик, программы государственной итоговой аттестации, оценочных и методических материалов, а также рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

Образовательная программа разработана с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, а также с учетом потребностей регионального рынка труда.

Основное назначение характеристики ОП ВО по направлению подготовки 05.03.06. Экология и природопользование (профиль «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность») – помочь обучающимся, научно-педагогическим работникам, экспертам разобраться в структуре образовательного процесса; представить формируемые компетенции выпускника, а также обосновать необходимость образовательной программы.

Миссия образовательной программы направления подготовки 05.03.06. Экология и природопользование (профиль «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность») – обеспечение потребностей образовательных и научно-исследовательских организаций, органов государственной власти и субъектов реального сектора экономики в высококлассных специалистах в области природопользования.

Концепция ОП ВО основана на компетентностном подходе к ожидаемым результатам обучения и ориентирована на решение следующих задач:

- направленность на многоуровневую систему образования;

- выбор обучающимися индивидуальных образовательных траекторий;

- практико-ориентированное обучение, позволяющее сочетать фундаментальные знания с практическими навыками по направлению подготовки;

- формирование готовности выпускников университета к активной профессиональной и социальной деятельности.

В области воспитания целью ОП ВО по направлению подготовки 05.03.06. Экология и природопользование (профиль «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность») является формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, самоорганизованности, саморазвития, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, повышение их общей культуры.

В области обучения целью ОП ВО по направлению подготовки 05.03.06. Экология и природопользование (профиль «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность») является: реализация ФГОС ВО и формирование у выпускников компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности; формирование способности приобретать новые знания, психологической готовности к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности и обеспечение выпускника возможностью продолжения образования; обеспечение многообразия образовательных возможностей студентов, выбора индивидуальной программы образования; обеспечение подготовки специалистов, способных проявлять гибкость и активность в изменяющихся условиях рынка труда для областей деятельности, относящихся к компетенции инженера-технолога в производственной сфере.

Основные задачи, решаемые в процессе реализации образовательной программы по данному направлению: реализация компетентностного подхода при формировании компетенций выпускников на основе сочетания контактной работы обучающихся с преподавателем и в форме самостоятельной работы обучающихся; предоставление обучающим образовательных услуг, основанных на учебно-методических материалах и документах образовательной программы, способствующих развитию у них личностных качеств, а также формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций; обеспечение инновационного характера подготовки магистров на основе поиска оптимального соотношения между сложившимися традициями и современными подходами к организации учебного процесса.

Образовательная деятельность по ОП ВО осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускник, освоивший программу, может осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и наука (в сферах: образования; научных исследований в области экологии, природопользования, геоэкологии, устойчивого развития, охраны природы);

13 Сельское хозяйство (в сфере агромелиорации);

15 Рыбоводство и рыболовство (в сфере гидробиологии и гидрохимии);

40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сферах: экологической безопасности в промОбразовательная программа высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (бакалавриат) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06. Экология и природопользование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2020 года № 894.

Образовательная программа высшего образования представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных дисциплин (модулей), рабочих программ практик, программы государственной итоговой аттестации, оценочных и методических материалов, а также рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

Образовательная программа разработана с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, а также с учетом потребностей регионального рынка труда.

Основное назначение характеристики ОП ВО по направлению подготовки 05.03.06. Экология и природопользование (профиль «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность») – помочь обучающимся, научно-педагогическим работникам, экспертам разобраться в структуре образовательного процесса; представить формируемые компетенции выпускника, а также обосновать необходимость образовательной программы.

Миссия образовательной программы направления подготовки 05.03.06. Экология и природопользование (профиль «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность») – обеспечение потребностей образовательных и научно-исследовательских организаций, органов государственной власти и субъектов реального сектора экономики в высококлассных специалистах в области природопользования.

Концепция ОП ВО основана на компетентностном подходе к ожидаемым результатам обучения и ориентирована на решение следующих задач:

- направленность на многоуровневую систему образования;

- выбор обучающимися индивидуальных образовательных траекторий;

- практико-ориентированное обучение, позволяющее сочетать фундаментальные знания с практическими навыками по направлению подготовки;

- формирование готовности выпускников университета к активной профессиональной и социальной деятельности.

В области воспитания целью ОП ВО по направлению подготовки 05.03.06. Экология и природопользование (профиль «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность») является формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, самоорганизованности, саморазвития, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, повышение их общей культуры.

В области обучения целью ОП ВО по направлению подготовки 05.03.06. Экология и природопользование (профиль «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность») является: реализация ФГОС ВО и формирование у выпускников компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности; формирование способности приобретать новые знания, психологической готовности к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности и обеспечение выпускника возможностью продолжения образования; обеспечение многообразия образовательных возможностей студентов, выбора индивидуальной программы образования; обеспечение подготовки специалистов, способных проявлять гибкость и активность в изменяющихся условиях рынка труда для областей деятельности, относящихся к компетенции инженера-технолога в производственной сфере.

Основные задачи, решаемые в процессе реализации образовательной программы по данному направлению: реализация компетентностного подхода при формировании компетенций выпускников на основе сочетания контактной работы обучающихся с преподавателем и в форме самостоятельной работы обучающихся; предоставление обучающим образовательных услуг, основанных на учебно-методических материалах и документах образовательной программы, способствующих развитию у них личностных качеств, а также формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций; обеспечение инновационного характера подготовки магистров на основе поиска оптимального соотношения между сложившимися традициями и современными подходами к организации учебного процесса.

Образовательная деятельность по ОП ВО осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускник, освоивший программу, может осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и наука (в сферах: образования; научных исследований в области экологии, природопользования, геоэкологии, устойчивого развития, охраны природы);

13 Сельское хозяйство (в сфере агромелиорации);

15 Рыбоводство и рыболовство (в сфере гидробиологии и гидрохимии);

40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сферах: экологической безопасности в пром

Что я буду изучать:

Преимущества образовательной программы направления подготовки «Экология и природопользование» в ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ: 

- наличие бюджетных мест

- доступная стоимость обучения (122700 руб.)

- высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав 

- наличие профильных лабораторий, оборудована компьютерной техникой; ИК Фурье-спектрометр ФСМ-1202; бидистилятор БС; баня БКЛ водяная 1,5л 1-мест. с эл. плиткой; анализатор кондуктометрический мультитест КСЛ-111; спектрофотометр ЮНИКО 1200/1201; программным обеспечением Microsoft Desktop, Education AllLng License/Software Assurance Pack Academic OLV 1License LevelE, Enterprise 1Year Kaspersky Total Security Russian Edition. 1000-1499 Node 1 year, Educational Renewal License.;

- тесные партнерские отношения с профильными работодателями Ставропольского края.

Проведенный анализ потребностей профильного рынка труда позволяет сделать вывод о том, что работодателям не интересен специалист, владеющий классическими знаниями в области экологии и природопользования.

В связи с этим возникает необходимость разработки уникального образовательного предложения, позволяющего выпускникам выйти на новые рынки труда. Фокус на развитие компетенций в сфере экологии и природопользовании, позволяющих обеспечивать экологические исследования на производстве, делает выпускников востребованными на региональных и международных рынках.  

Необходимость подготовки нового кадрового обеспечения отрасли, в условиях цифровизации экологии и природопользования, обусловило обновление образовательной программы «Охрана окружающей среды»» для подготовки специалистов, способных применять новые подходы и цифровые технологии в решении задач в данной сфере.

В соответствии с результатами анализа профильного регионального рынка труда и с требованиями профессиональных стандартов определены следующие цели образовательной программы 05.03.06 Экология и природопользование/Охрана окружающей среды и экологическая безопасность набора 2021 года:

- получение практических знаний об экологических системах и особенностях, их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; становление и развитие прикладной экологии, ее роли в формировании техносферы; о методах экологического анализа

- воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;

- использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;

- владение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений.

Профильные дисциплины, обязательные для изучения:
  • Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды
  • Общая экология
  • Биоразнообразие
  • Учение об атмосфере
  • Учение о гидросфере
  • Учение о биосфере
  • ГИС в экологии и природопользовании
  • Ресурсоведение
  • Основы природопользования
  • Региональное и отраслевое природопользование
  • Экологическая токсикология
  • Методы экологических исследований
  • Основы научных исследований в экологии и природопользование
  • Техногенные системы и экологические риски
  • Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
  • Экологический мониторинг
  • Оценка воздействия на окружающую среду
  • Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды
  • Экологическая безопасность
  • Охрана окружающей среды
  • Основы экологического менеджмента
  • Устойчивое развитие
  • Экология человека
  • Экологическая сертификация
Дисциплины по выбору студентов:
  • Промышленная экология/Инженерная защита окружающей среды
  • Комплексная экологическая оценка территории/Комплексная экологическая оценка предприятия
  • Экологическая экспертиза/Экологическая экспертиза предприятий
Где я буду проходить практику

Предприятия и учреждения, связанные с лабораторными исследованиями и испытаниями, разработкой экологической и природоохранной документации, знаниями промышленной и экологической безопасности : ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ООО «Экологический Проводник», г. Ставрополь, Ставропольский ЦГМС - филиал ФГБУ «Северо-Кавказского УГМС», г. Ставрополь, ООО «ЭкоПроект», г. Ставрополь, ООО «Центр экологического мониторинга», г. Ставрополь, МУП «ВОДОКАНАЛ», г. Ставрополь


Где и кем я буду работать:

Современный рынок труда характеризуется динамичностью и инновационными требованиями к специалистам. Для обеспечения качественной подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне в университете реализуются модульные образовательные программы, в основе которых заложены компетенции. Это позволяет своевременно обновлять или заменять определенные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в организации труда.

Радикальные преобразования в сфере экологии и природопользования произошли в России в связи с резким ослаблением управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды, высокой долей теневой экономики в использовании природных ресурсов, низким уровнем экологического сознания и экологической культуры населения страны.

Использование активных форм и методов обучения образовательной программы 05.03.06 Экология и природопользование/Охрана окружающей среды и экологическая безопасность в формировании и развитии профессиональных компетенций обучающихся учитывается огромное значение, необходимых для конкурентоспособного профессионала в современных условиях, когда работодателям выгодно иметь в своём штате высококвалифицированного, мобильного, воспитанного, адаптированного работника, умеющего принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, владеющего современными технологиями.

В реализации развития образовательной программы используется междисциплинарное взаимодействие – это комплексная связь между содержанием отдельных учебных дисциплин, посредством которых достигается внутреннее единство программы подготовки специалистов.

К выпускнику образовательной программы 05.03.06 Экология и природопользование/Охрана окружающей среды и экологическая безопасность предъявляются требования, позволяющие ему быть конкурентоспособным в современных условиях: профессиональная квалифицированность; коммуникативная готовность; развитая способность новых подходов в решении профессиональных задач; умение ориентироваться в нестандартных условиях и ситуациях; анализировать проблемы охраны окружающей среды и экологической безопасности; разрабатывать схему действий и реализовывать ее; иметь устойчивое позитивное отношение к своей профессии; владеть научными методами; знать законы, экономику и менеджмент в сфере профессиональной деятельности; понимать суть и тенденцию научно-технического прогресса.

Анализ востребованности и возможностей трудоустройства выпускников, профессиональная деятельность которых, реализуется по направлению подготовки Экология и природопользование, показывает, что основная трудовая деятельность протекает в организационно-управленческих, проектных, производственно-технологических сферах. 

По результатам анализа запросов работодателей на кадры в области экологии наиболее востребованными являются следующие компетенции:

Способность использовать возможности ПК в целях ведения профессиональной деятельности, в т.ч. хорошее знание офисных программ Microsoft Office;

Способность работать с большим объемом информации;

Способность осуществлять контроль за соблюдением требований действующего природоохранного законодательства на предприятиях; 

Способность проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности; 

Способность применять базовые методы экологических исследований для решения задач профессиональной деятельности;

Способность принимать участие в экологическом обеспечении производства продукции на предприятиях; 

Способность проводить экологический анализ проектов расширения, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает:

- проектные, изыскательские, научно-исследовательские, производственные, маркетинговые, консалтинговые, экономические, юридические, обучающие, экспертные отделы, департаменты, бюро, центры, фирмы, компании, институты, занимающиеся охраной окружающей среды; 

- федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации; 

- федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственные управление в сфере охраны при-роды и управления природопользованием; 

- службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, по экологической безопасности и экологической политике, службы системы мониторинга окружающей среды, экологические службы отраслей и органы местного самоуправления, службы очистных сооружений, химико-аналитические лаборатории, фермерские хозяйства, органы системы охраняемых природных территорий разного уровня и подчинения и управления природопользованием; 

- природоохранные подразделения производственных предприятий; 

- научно-исследовательские организации; образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность; средства массовой информации; 

- об

Выдающиеся выпускники

Сапрыкин Игорь Александрович

руководитель испытательной лаборатории филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Ставропольскому краю, аттестованный эксперт Росприроднадзора(область экспертизы: обращение с отходами, охрана атмосферного воздуха)

Евсик Марина Сергеевна

начальник проектного отдела ООО "Экологический проводник" г. Ставрополь